Самым распространенным событием, с которым может столкнуться водитель каждого транспортного средства является ДТП (дорожно-транспортное происшествие). Это событие может произойти с любым водителем в независимости от его навыков и опыта по управлению транспортным средством.
Внезапность возникновения ДТП, отсутствие практических навыков у подавляющего большинства его участников по их действиям после его совершения (поскольку это событие в практической жизни с каждым происходит относительно редко), часто приводит к утере вещественных доказательств, препятствующих в дальнейшем установлению объективного механизма ДТП, а для его участников – порой неправомерного обвинения в виновности по его совершению.
Для начала в первую очередь определимся, что такое дорожно-транспортное происшествие. Согласно п.1.2 Правил дорожного движения в Правилах используются следующие основные понятия и термины:
- «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
- «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
- «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Исходя из вышеизложенного не являются ДТП:
- повреждения ТС от действий третьих лиц (как умышленных, так и не умышленных);
- повреждения ТС в результате техногенных аварий и катастроф (падения деревьев, строительных конструкций, снега и прочего).
На дороге никто не застрахован от неприятностей. Как говорится, не ты, так тебя. Дай бог, чтобы чаша сия вас миновала. Но, как говорится, надейся на лучшее, но помни о худшем и знай, что делать, если ДТП все-таки произошло. К таким моментам невозможно подготовиться — они всегда неожиданны. Поэтому, чтобы после аварии не оказываться в состоянии затяжного транса, нужно раз и навсегда определить для себя оптимальные варианты поведения, комплекс обязательных правил и действий, и не только определить, но и мысленно несколько раз повторить их последовательность. Это позволит при необходимости «на автомате» воспроизвести всю предлагаемую ниже схему действий водителя – участника ДТП в любой ситуации, при любом стечении обстоятельств. При этом рассмотрим в первую очередь ситуации с ДТП без серьезных последствий, когда автомобили в результате столкновения не превращаются в груду железа, а его участники не становятся пациентами больниц или еще хуже, т.е. такие ситуации, после которых на кузове машины остаются следы в виде вмятин, царапин или разбитые фонари и бамперы, а участники ДТП в силу своего реального физического и психологического состояния способны и должны адекватно ориентироваться в сложившейся дорожной обстановке.
В любой стрессовой ситуации всегда необходимо стараться сохранять спокойствие и здравый рассудок. Адекватно оценить ситуацию и принять необходимые меры своевременно очень поможет вам в дальнейшем при возникновении спорных ситуаций.
Первое, что нужно сделать после аварии, — заставить себя сдержаться и не выходить за рамки разумного поведения. Обидно, что буквально несколько секунд назад было все просто замечательно: погода, настроение, машина, и вдруг — бац! Все перечеркнуто, растоптано, исковеркано! Вслед за мгновением растерянности в душе начинает волной подниматься глухая ярость на всех, кто испортил весь этот праздник вокруг. Хочется тут же высказать им в лицо все, что думаешь о них, а может, даже «подправить» это самое лицо. Стоп! Помните, что среди уже собирающихся вокруг машины зевак есть люди, для которых ваша беда — просто зрелище. Они ждут спектакля. Не доставляйте им этого удовольствия. Бессмысленно рвать на себе одежду, волосы, тем более проделывать это со своим оппонентом. Уже ничего нельзя вернуть. ДТП — коллективное несчастье, общая беда, в которой, возможно, обнаружится и ваша вина. Наоборот — корректность, сдержанность, рассудительность помогут преодолеть неприятные последствия случившегося. Поэтому четкость и собранность — прежде всего.
Последовательность действий при ДТП определена Правилами дорожного движения. Сначала нужно остановиться на месте происшествия и включить аварийную сигнализацию. Со стороны худшей видимости или возможного появления транспорта выставить знак аварийной остановки. Это убережет вас и других водителей от новых неприятностей и поможет сохранить следы колес на асфальте до приезда работников ГИБДД. Зовите на помощь. Если доступна связь, вызывайте все подряд: скорую помощь, службу спасения (тел.112). Если на дисплее мобильного телефона сияет запись «нет сети», попросите вызвать помощь проезжающий транспорт. Очень важно найти и записать очевидцев происшествия и взять у них координаты (адрес, телефон). Помните, иногда только показания свидетелей происшествия позволяют установить истинный механизм ДТП. Не убирайте с места предметы, связанные с ДТП, не спешите собирать осколки фар и бамперов и не позволяйте это делать другим участникам и очевидцам ДТП – их местоположение и фиксация в первоначальных материалах (на схеме места совершения административного правонарушения) в дальнейшем помогут восстановить картину происшествия. Не оставляйте распахнутыми двери — они могут помешать движущемуся транспорту и стать причиной еще одного ДТП. Если в Вашей машине, машине другого участника ДТП или очевидцев ДТП имеется видеорегистратор необходимо принять меры для сохранения видеозаписи, зафиксировать факт присутствия видеозаписи в документах о ДТП. Оригинал видеозаписи желательно сразу же к документам не приобщать (из практики встречаются факты безвозвратной утери видеозаписи представителями органов ГИБДД). Желательно сделать копию видеозаписи и предоставить ее в дальнейшем на разбор ДТП в органы ГИБДД. Даже если ваш автомобиль полностью блокировал движение по улице двигать его с места нельзя. Практика показывает, что лучше ничего не убирать и не передвигать до приезда на место происшествия инспектора ГИБДД. При наличии технической возможности (например на камеру мобильного телефона) обязательно на месте ДТП сделайте как можно больше фотографий обстановки на месте ДТП и повреждений транспортных средств – участников ДТП. Чем больше подробных фотографий – тем лучше. Эти фотографии могут помочь Вам в дальнейшем в реальной оценке обстановки на месте ДТП в случае возникновения спорных ситуации при его разборе. После приезда работников ГИБДД на место ДТП обрисуйте им ситуацию, но не спешите признавать свою вину, даже под давлением казалось бы неопровержимых фактов. В процессе расследования может оказаться, что в ДТП виноваты и дорожные службы или автосервис, в котором вы ремонтировали автомобиль. Внимательно читайте все, что подписываете, вносите свои замечания, настаивайте на фиксации в протоколе максимума деталей происшествия, выгодных вам при возможном рассмотрении дела в суде. При составлении документов (правки о ДТП) убедитесь, что все повреждения Вашего автомобиля зафиксированы достаточно подробно. Обязательно запишите для себя данные других участников ДТП, звание и ФИО инспектора ГИБДД, подразделение, где он служит, телефон группы разбора.
Кроме всего вышеперечисленного в соответствии с действующим на территории РФ Законом «Об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО)» от водителей – участников ДТП требуется заполнить извещение о ДТП с подписью сотрудника ГИБДД и номером его нагрудного знака. Водители обязаны сообщить друг другу сведения о своем страховом полисе ОСАГО: номер, число, наименование, адрес и телефон страховой компании. И независимо от оформления ДТП сотрудниками ГИБДД заполнить вдвоем один бланк извещения, выданный страховщиком. Разногласия относительно обстоятельств ДТП его участники указывают в нем же. При аварии более двух ТС и разногласиях участников в оценке случившегося, а также невозможности совместного заполнения ими одного бланка извещения (например, по состоянию здоровья или в случае гибели одного из них, а также в связи с отказом одного из участников от совместного заполнения бланка по иным причинам) каждый водитель вправе заполнить только свой бланк, указав при этом причину этого. Из практики рекомендуем известить о ДТП страховую компанию сразу же после его совершения по телефону, указанному обычно на бланке страхового полиса в печати. По этому телефону, как правило, вы можете получить и консультацию о своих дальнейших действиях, а также о том, стоит ли вызывать на место ДТП сотрудников ГИБДД, либо можно заполнить извещение о ДТП и пройти его оформление в упрощенной форме самим (обычно это делается в случае отсутствия разногласий о виновности между участниками ДТП и если сумма материального ущерба незначительна). При неуверенности в своей способности реально оценить сложившуюся ситуацию и материальный ущерб не лишним будет вызвать на место ДТП аварийного комиссара. Он, обладая определенным опытом, сможет помочь Вам в правильном оформлении документов и даст советы, как действовать дальше в зависимости от последствий. Обычно при своевременном извещении аварийный комиссар добирается до места ДТП раньше сотрудников ГИБДД. В этом случае он может раньше оценить и зафиксировать обстановку на месте ДТП, а в дальнейшем может стать свидетелем при разборе ДТП.
В заключении хочется пожелать, чтобы изложенная Вам выше теория не совпала с Вашей практикой.