Возникновение многих ДТП обусловлено техническими неисправностями, конструктивными и производственно-технологическими недостатками транспортных средств. Наиболее частыми причинами ДТП являются:
- в тормозных системах — утечка тормозной жидкости или воздуха из магистрали, разрыв шлангов, манжет и диафрагм тормозных камер, изнашивание или замасливание фрикционных накладок, бортовая неравномерность тормозных сил;
- в рулевом управлении — увеличенный свободный ход рулевого колеса, разъединение тяг рулевого привода из-за поломки шаровых пальцев, заклинивание рулевого механизма, ослабление крепления деталей;
- в системе освещения — перегорание ламп, неправильная установка фар;
- в ходовой части — проколы и разрывы шин, чрезмерное изнашивание протектора, нарушение герметичности шины из-за ослабления ее посадки на ободе, срезание шпилек.
Основной целью экспертного исследования транспортного средства является установление причинно-следственной связи между его техническим состоянием и механизмом ДТП. Техническое состояние транспортного средства характеризуется степенью его соответствия инструкциям предприятий-изготовителей, Правилам технической эксплуатации, государственным стандартам и другим нормативным актам. Отклонения технического состояния от показателей, установленных перечисленными документами, квалифицируются как неисправность.
При проведении исследований технического состояния используются технико-диагностические методы с применением диагностической аппаратуры и стендов, экспресс-диагностики, общей диагностики, поэлементной диагностики и углубленного исследования. Каждый из этих методов имеет свою специфику и предназначен для решения конкретных задач. Транспортные средства, у которых при визуальном осмотре не обнаружено неисправностей, свидетельствующих о снижении работоспособности или отказе рабочих систем, либо при вероятности снижения или отказа какой-либо системы, исследование проводиться с использованием стендов, аппаратуры, а также методами поэлементной, или углубленной диагностик.