Транспортно-трасологическая диагностика — это комплексное трасолого-автотехническое исследование транспортных средств, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения самих транспортных средств, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда), в момент первичного контакта (столкновения, наезда, опрокидывания) и после него до полной остановки. Одним из важных решаемых вопросов является установление места столкновения (наезда) относительно границ дороги. Включает экспертное исследование участка автомобильной дороги, на котором происходит движение транспортных средств непосредственно до и после ДТП, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов дороги, дорожных условий и окружающей среды, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов транспортных средств. Как правило, транспортно-трасологическая диагностика является продолжением и дополнением к исследованию обстоятельств ДТП, но не только.
В последнее время в нашей практике время участились случаи обращений владельцев транспортных средств, которых органы ГИБДД пытаются привлечь к административной ответственности за уезд с места ДТП при незначительных повреждениях транспортных средств, когда одно из них скрылось. При этом поводом для привлечения к ответственности, как правило, служит лишь заявление потерпевших владельцев транспортных средств. Были также случаи практики привлечения владельцев транспортных средств за уезд с места ДТП в случаях наезда на пешеходов. При этом какие-либо экспертные исследования повреждений транспортных средств органами ГИБДД, как правило, не проводились. Необходимо отметить, что в настоящее время за уезд с места ДТП предусмотрена административная ответственность виде лишения прав от одного года до полутора лет или административного ареста сроком до 15 суток. Проведение исследований в этих случаях в области транспортно-трасологической диагностики и объективное рассмотрение дел в судах помогло в ряде случаев избежать обратившимся к нам водителям необоснованного административного наказания.
Кроме вышесказанного на сегодня самый распространенный случай, при котором необходима транспортно-трасологическая диагностика – это когда страховая компания отказывает в страховом возмещении потому, что, по их мнению, имеющиеся повреждения автомобиля не могли быть получены в результате какого-то конкретного дорожно-транспортного происшествия. При этом, как правило, страховая компания ссылается на экспертное заключение некого своего эксперта-трасолога, в свою очередь не проводившего полного исследования механизма образования повреждений с осмотром автомобилей участников дорожно-транспортного происшествия. Проведение транспортно-трасологических исследований и в этих случаях не раз помогало в дальнейшем в ходе судебных разбирательств решить этот вопрос в пользу пострадавших водителей положительно.